5 ноября день памяти преподобномученицы Евфросинии Тимофеевой (1942)

 

Преподобномученица Евфросиния Тимофеева

Преподобномученица Евфросиния Тимофеева

Преподобномученица Евфросиния родилась 25 июня 1881 года в селе Грязное Острицкой волости Гжатского уезда Смоленской губернии в семье крестьянина Тимофея Тимофеева, в семье, кроме нее, было три сына и дочь Фекла. 

В 1903 году Евфросиния поступила в Алексеевский монастырь в Москве и подвизалась в нем вместе с сестрой Феклой до его закрытия безбожниками после Октябрьского переворота. Тяготы Первой мировой войны легли не только на основную часть народа – крестьян, но и на монашествующих: Евфросинии во время войны пришлось печь хлеб для солдат и ухаживать за ранеными. 

После закрытия обители Евфросиния вместе с сестрой осталась жить в тех же помещениях, но уже обращенных распоряжением советской власти в мирские квартиры. Они стали помогать при храме, а на жизнь зарабатывали рукоделием. В 1930 году в Москве были арестованы сотни священников, монахов, монахинь и православных мирян, большинство из которых после допросов были приговорены к различным срокам заключения и ссылки. 

Послушница Евфросиния была арестована 29 декабря 1930 года и через несколько дней допрошена. Допрашивал ее в качестве следователя студент высшей школы ОГПУ, для которого эти допросы священников и монахов являлись всего лишь учебной практикой перед получением диплома. Курсант школы ОГПУ отчетливо прочел вопросы из анкеты и записал ответы. 

На вопрос о партийности и политических убеждениях Евфросиния ответила ему: «Я могу уважать власть, которая не издевается над верующими; религия должна стоять во главе управления государством, так как всякая власть дана Богом». На вопрос анкеты, где она жила и что делала во время Февральской революции, она ответила: «Жила в монастыре и молилась Богу за батюшку царя и весь дом». 

После заполнения анкеты следователь-курсант приступил к допросу. Отвечая на его вопросы, Евфросиния сказала: «В монастырь я поступила в 1903 году… В то время была волна притока в монастыри, и я тоже пошла. В монастыре мне жизнь понравилась, и я жила там хорошо. После революции жизнь пошла по-иному, советская власть занялась гонением на всех верующих, стала на путь арестов всех служителей религиозных… только потому, что они веруют в Бога… Исходя из этого, я поневоле стала на путь недовольства и недоброжелательности к советской власти. Свои взгляды я высказывала молящимся в церкви… Алексеевского монастыря, говорила и своим заказчикам о советской власти и выражала желание, чтобы вернулась царская власть. Я лично, прислушиваясь к Священному Писанию, всегда молилась Богу о замученных и изгнанных советской властью!.. Об этом я не скрываю и буду говорить об этом». 

Допросы на этом были закончены, и тройка ОГПУ приговорила Евфросинию к трем годам ссылки в Северный край. Вернувшись из ссылки, Евфросиния поселилась в городе Кашире Московской области, однако власти вскоре потребовали, чтобы она покинула этот город, как имеющий ограничения в прописке для лиц, отбывавших заключение и ссылку, и она уехала в деревню Суково Озерского района. 

Судя по справке, которую по требованию НКВД дал в сентябре 1937 года сельсовет, она продолжала вести активную церковную жизнь. Председатель сельсовета и секретарь писали, что Евфросиния проживает в церковной сторожке, ведет активную агитацию среди населения за прописку в селе Сукове священника. Когда сельсоветом в прописке священника было отказано, она привела в сельсовет группу церковниц и стала требовать, чтобы его прописали, при этом говорила, что сельсовет, не прописывая священника, нарушает 124 статью конституции. 

21 сентября 1937 года сотрудник Каширского НКВД Успенский вызвал в качестве свидетеля диакона Успенского собора в Кашире Дмитрия Разумова, который дал подробные показания обо всех монахах и монахинях, живших тогда в Каширском районе. Показания оказались настолько ценны для сотрудников НКВД, что они на их основании выделили дела монахинь «в особое производство для дальнейшего расследования и привлечения к ответственности». О послушнице Евфросинии лжесвидетель сказал: «В селе Суково Озерского района проживают монашки Евфросиния и Прасковья. Все монашки… имеют тесные связи между собой, постоянно общаются… устраивают сборы… где, осуждая всякие мероприятия советской власти, сочиняют провокации; ведут контрреволюционные разговоры с тем, чтобы, разойдясь, распространять контрреволюционные слухи среди населения как в городе, так и в деревне». 

30 сентября 1937 года Евфросиния была арестована, заключена в каширскую тюрьму и 2 октября допрошена. 

– Следствию известно, что вы среди колхозников проводили контрреволюционную деятельность. Дайте правдивые показания, – потребовал от нее следователь. 

– Контрреволюционной деятельности среди колхозников я не проводила, – ответила она. 

10 октября в качестве свидетеля была допрошена казначея каширского собора, которая показала, что в августе 1937 года Евфросиния Тимофеева рассказала ей, что у них в селе Суково не хотят прописывать священника, верующие обращались в сельсовет, чтобы тот прописал, а сельсовет прописать отказался. «При этом Тимофеева мне заявила: “Большевики конституцию выпустили для обмана народа, все, что в ней написано – это один обман и ложь, пишут в конституции, что верить в Бога можно, а веру сами преследуют, большевики – это не люди, а посланцы сатаны”. Когда я у Тимофеевой спросила, обращались ли за пропиской… в райисполком, она мне ответила: “А там, думаете, сидят люди, там сидят те же антихристы-большевики. Нет, видно, пока будет существовать советская власть, до тех пор она будет притеснять православный народ, но вечного на земле нет ничего, придет конец и этой антихристовой власти”». 

15 октября 1937 года тройка НКВД приговорила Евфросинию к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и она была отправлена в Бамлаг. Послушница Евфросиния (Тимофеева) скончалась в заключении 5 ноября 1942 года и была погребена в безвестной могиле.

Источники:

ЦА ФСБ России Д. Н-6656. Т. 7.
ГАРФ. Ф. 10035, д. П-28256.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *