Чудотворцы в христианстве были испокон веков. Есть среди них монахи, священники, простые люди. Святитель Петр прошел путь от боярского сына до митрополита Московского и всея Руси. Его житие будет интересно узнать не только верующим людям, но и всем, интересующимся историей государства Российского и судьбами известных людей.
Однажды на Волыни (ныне северо-западная часть Украины) в знатной боярской семье мать будущего святителя незадолго до его рождения увидела во сне, что держит на своих руках агнца. Между рогами его произрастает чудесное дерево с плодами и цветами, а также горящими свечами. Вскоре, около 1260 года, у нее родился сын — это и был будущий митрополит Петр. Когда мальчику исполнилось семь лет, его стали обучать грамоте и Святому Писанию, но это не принесло ожидаемого результата. Ему не удавалось ничего освоить, пока однажды во сне уст Петра не коснулся некто в святительских одеяниях. Именно с этого момента будущий митрополит Петр стал хорошо учиться. Вскоре ему удалось стать лучшим из всех учеников и изучить все Священное Писание.
В возрасте двенадцати лет будущий святитель Петр (митрополит Московский) стал послушником в ближайшем монастыре. Кроме выполнения всяческой работы, которую он всегда делал со смирением, Петр самым первым приходил к церковной службе. Все литургии он стоял, со вниманием и смирением слушая Божественное Писание и молясь, и даже ни разу к стене спиной не прислонялся за все время. Видя старания Петра в послушании, глядя на его смирение, настоятель монастыря произвел святого в дьякона, а позже — в пресвитера. Кроме того, святитель стал иконописцем, отдаляясь в моменты работы над образом от всего земного, проникаясь богомыслием и всей душой стремясь к добродетельной жизни. Очень долгое время будущий митрополит Петр Московский и всея Руси провел в монастыре. Затем был благословлен настоятелем и покинул стены пристанища для того, чтобы на реке под названием Рати в пустынном месте устроить себе обитель. Святой построил там церковь Спасителя Иисуса Христа, а затем при ней — монастырь, названный Преображенским. Братию, собранную там, Петр поучал с кротостью, считая себя самым последним из всех. Он был добрым и никогда не отпускал без милостыни или помощи нищих и странников. О нем услышал даже князь, ведь он был всеми почитаем, и каждый с радостью принимал от святого наставления.
Митрополит Максим, прибывший из Константинополя, в то время учил народ на Руси. Петр преподнес ему икону Пресвятой Богородицы собственной работы (названную Петровской), а также попросил себе и братии благословения. Дав его, митрополит с почтением принял образ и хранил его у себя. Впоследствии икона находилась в Успенском соборе Кремля в Москве. Настал час кончины митрополита Максима. После этого стали искать претендента на его святейший пост. Были две кандидатуры: Юрий Львович, князь Галицко-Волынский, уговорил Петра ехать для становления митрополитом, а Тверской и Владимирский князь предложил тверского игумена Геронтия на пост святителя. Второй кандидат отправился по морю в Константинополь, но буря настигла его в пути. Тогда Геронтию в видении Пресвятая Богородица сказала, что митрополитом должен быть Петр. Патриарху Константинопольскому Афанасию тоже было открыто предназначение Петра. Когда святитель вошел в храм, благоухание наполнило все вокруг. Это и было знамением для патриарха, который с радостью благословил Петра. Но, как полагалось, было собрание святителей, которое рассмотрело кандидатуру на пост митрополита. Оно признало, что Петр достоин этого поста, который был ему предначертан задолго до рождения. Во время посвящения все присутствовавшие поняли, что он — избранник Божий, пришедший сюда по велению Отца Небесного, так как лицо его просияло.
Петр объехал всю Русь для блага народа. В Золотой Орде он добился льгот для духовенства. Всеми силами митрополит старался умиротворить враждующих князей. Их распри больше всего беспокоили Петра. Приехав в Брянск для того, чтобы сгладить очередной конфликт, митрополит чуть не оказался жертвой убийства. Понимая и предвидя, что объединение Руси возможно через Москву, Петр часто посещал этот тогда еще небольшой и мало значимый городок. В то время князем там был Георгий Данилович, но его часто не было в городе. В его отсутствие брат князя Иоанн был очень добрым правителем. Он всегда помогал нищим и обездоленным. Именно с Иоанном Петр часто беседовал о делах церкви и будущем города Москвы. Роду князя митрополит предсказал величие и процветание. Святой Петр хотел перенести свою кафедру именно в Москву, для чего необходим был кафедральный собор. Русская Церковь обязана построением Успенского собора в московском Кремле именно святителю Петру, по мысли которого в 1326 году он и был заложен. В основании сооружения, у жертвенника, митрополит Петр Московский устроил свой гроб.
21 декабря 1326 года во время вечерней службы на молитве скончался митрополит Петр. Могила его находится в Успенском соборе. Князя Иоанна не было в городе, когда не стало святителя. Вернувшись, он увидел скорбящий по святому народ. Во время погребального шествия один маловерный усомнился в святости митрополита и тут же раскаялся в своем неверии, увидев Петра сидящим в гробу и благословляющим людей.
Исцеления и чудеса начали происходить почти сразу после погребения. Какой-то юноша, имевший неподвижные руки от рождения, со слезами и верою молился у гробницы святого. В тот же час он выздоровел, и руки его укрепились. Исцелил святитель Петр и одного скорченного, а глухому отверз уши, и тот стал слышать. Пришедший к гробнице с молитвою слепой прозрел. Так начались чудеса, творимые святым. И сегодня митрополит Петр помогает прибегающим с верою и молитвою к его милости.
Успенский собор был построен и освящен в 1327 году. Митрополит Феогност, пришедший на смену Петру, не изменил наставлениям святого предшественника. Он обосновался в Москве, молился у гробницы святителя и сам лицезрел многие чудеса, происходящие там. Передав все патриарху, Феогност получил повеление и причислил к лику святых чудотворца Петра. Три раза мощи святого находили нетленными. Впервые, когда при нашествии хана Тохтамыша в 1382 году обгорел гроб святителя. Потом, когда в 1477 году обрушились стены собора. И в последний раз, когда Аристотель Фиораванти, итальянский зодчий, воздвиг Успенский собор заново, в 1479 году. В таком виде он пребывает и поныне.