24 ок­тяб­ря Свя­тая Пра­во­слав­ная Цер­ковь чтит па­мять Со­бо­ра пре­по­доб­ных оп­тин­ских стар­цев.

 

Со­бо­р пре­по­доб­ных оп­тин­ских стар­цев

Со­бо­р пре­по­доб­ных оп­тин­ских стар­цев

24 ок­тяб­ря (11 ок­тяб­ря по ста­ро­му сти­лю) Свя­тая Пра­во­слав­ная Цер­ковь чтит па­мять Со­бо­ра пре­по­доб­ных оп­тин­ских стар­цев:

Считается, что старчество появилось в Оптиной Пустыни в первой половине 19 века. Огромное количество паломников разного возраста, звания и образования стремились именно в Оптину, для крестьян и ремесленников каждый старец был «как отец родной».

Оптинским старцам были присущи не только исключительная глубина духовной жизни, обладание дарами прозорливости, рассуждения, но и подлинная любовь к людям, нескончаемое желание поделиться духовными сокровищами с миром. И если первый Оптинский старец, отец Леонид (Лев), подобно древним отцам долгое время жил в уединении, то его преемники как бы по наследству перенимали старчество, многие из них были сначала келейниками у старцев, потом помощниками, наконец, преемниками своих духовников.

С раннего утра до глубокой ночи кельи монастырских духовников были открыты, и любой приходящий — пешком ли, с котомкой за спиной, в богатом украшенном экипаже,— находил здесь сердечный прием и разумное наставление.

Все старцы заботились о духовном очищении ближних, непрестанно молились о спасении душ приходивших к ним за помощью людей. Они помогали людям в их житейских делах, поддерживали в невзгодах, подсказывали выход из самых безвыходных положений, благодаря своей прозорливости умели привести страждущих на путь покаяния. На этих столпах держалась Россия.

По преданиям, монастырь Оптина пустынь основан недалеко от города Козельска на берегу реки Жиздры в конце XIV — начале XV вв.. По одной из версий, основателем обители был гроза окрестных лесов, разбойник душегубец по имени Опта (Оптия), впоследствии раскаявшийся и принявший монашество с именем Макарий.

Несколько раз обитель переживала периоды кризиса и упадка. Известно, что в 1773 году в монастыре было всего два монаха — оба глубокие старики. Но в 1821 г. обстановка изменилась, наступило возрождение обители после устройства калужским владыкой Филаретом Свято-Иоанно-Предтеченского скита при монастыре.

Калужский архиерей обратился к известному старцу иеросхимонаху Афанасию, ученику великого молдавского старца преподобного Паисия Величковского, жившему с братией в Рославльских лесах. Епископ предлагал старцам избрать уединенное место на территории обители «для безмолвного и отшельнического жития, по примеру древних св. отцов пустынножителей». По благословению отца Афанасия в Оптину пустынь из Рославльских лесов прибыли отшельники во главе с братьями Путиловыми — будущими преподобными оптинскими старцами Моисеем и Антонием. Они поселились на монастырской пасеке, восстанавливая обитель.

С тех пор Оптина Пустынь стала, по выражению о.Павла Флоренского, «духовной санаторией многих израненных душ». Там поселились привыкшие к уединению пустынники, а духовной жизнью стали заведовать старцы, в то время как настоятель был только администратором.

Первоначально братство Свято-Введенского скита состояло из 6 человек: о.Моисея (Путилова), ставшего начальником скита, его брата о.Антония (Путилова), о.Савватия, послушника Иоанна Дранкина, а также схимонаха Вассиана и монаха Илариона.

Оптина пустынь создавалась полностью на тех началах, которые проводил в своей деятельности прп.Паисий (Величковский; 15/28 нояб. 1794), выходец из Полтавской губернии, переводчик и составитель славянского варианта знаменитого духовного свода «Добротолюбия». У преп.Паисия все было обращено на внутреннюю сторону иноческой жизни, самоусовершенствование духа. Им было введено старчество и обязательное изучение святоотеческих творений как основания, на котором должна созидаться жизнь всякого инока.

Преп.Паисий сделал такую широкую постановку старчества, какой не имело оно ни в одном монастыре в XVIII веке – ни в русском, ни в афонском. В русских монастырях к первой половине XVIII века старчество было забыто. В это время не существовало старчества также и на Афоне, что видно из жития преп.Паисия, который не нашел себе на Афоне наставника, искусного в Божественных и отеческих писаниях. Но духовное руководство иноками не было забыто в Молдавии: здесь в отдельных скитах существовало старчество, здесь преп.Паисий уяснил и необходимость внутреннего духовного подвижничества. Но старчество существовало в отдельных небольших скитах, и нужно было, чтобы явился человек, каковым и стал преп. Паисий, который бы силою своего слова, силою своей энергии и влияния ввел его в общежительную жизнь монастырей как основной его нерв, упрочил бы его в общежительном строю иноческой жизни.

Переняв опыт преп.Паисия, Оптина Пустынь возрастила целую лествицу старчества, которая возводила многие поколения русских людей в Царство Небесное. Наследием старчества являются их изречения- Оптинский цветник

Молитва оптинских старцев

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Господи, дай мне вполне предаться Твоей святой воле. 

Господи, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня. 

Господи, какие бы я не получил известия в течение этого дня, научи принять их со спокойною душою и твердым убеждением, что на все есть Твоя святая воля. 

Господи, открой мне волю Твою святую для меня и окружающих меня. 

Господи, во всех моих словах и помышлениях сам руководи моими мыслями и чувствами. 

Господи, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано тобой. 

Господи, научи правильно, просто, разумно обращаться со всеми домашними и окружающими меня, старшими, равными и младшими, чтобы мне никого не огорчить, но всем содействовать ко благу. 

Господи, дай мне силу перенести утомления наступающего дня и все события в течение дня. 

Господи, руководи Сам Ты моею волею и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать. 

Господи, не дай меня на произвол врагам моим, но ради имени Твоего святого сам води и управляй мною. 

Господи, просвети мой ум и сердце мое для разумения Твоих вечных и неизменных законов, управляющих миром, чтобы я, грешный раб Твой, мог правильно служить Тебе и ближним моим. 

Господи, благодарю Тебя за все, что со мною будет, ибо твердо верю, что любящим Тебя все содействует ко благу. 

Господи, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя, ибо Ты благословен еси во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *